Конкурс инноваций в образовании – 2019

 

Наименование проекта «Школа IT-решений «Тускул»
Анализ социокультурной ситуации ·      Цифровая трансформация экономики и системы образования на федеральном и региональном уровне (Государственная программа «Цифровая экономика», Национальный проект «Образование», Указы Главы РС (Я) А.С. Николаева «Об инновационном и цифровом развитии Республики Саха (Якутия)», «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)»);

·      Развитие IT-отрасли в республике (IT-парк, IT-предприятия «СИНЕТ», «MyTona»);

·      Рост спроса на IT-специалистов на рынке труда;

·      Строительство волоконно-оптических линий связи в г.Олекминске и близлежащих наслегах;

·      В Олекминском районе не ведется производство собственных IT-продуктов;

·      Активное пользование населением Кыллахского наслега мобильными устройствами и интернет-сервисами (мобильные мессенджеры, социальные сети, государственные услуги, электронный дневник обучающегося, видеохостинг, игры и развлечения) (оператор связи – МТС, стандарт – 3G);

·      Отсутствие проводного интернета в Кыллахском наслеге, дорогой спутниковый интернет, перегрузка базовых станций мобильной связи;

·      МБОУ «Кыллахская СОШ» – опорная школа по развитию цифрового образования в Олекминском районе;

·      Высокий интерес школьников к цифровому творчеству (внеурочные занятия по 3D-моделированию, робототехнике, компьютерной графике, разработке android-приложений);

·      В Кыллахском наслеге не ведется дополнительное образование по IT-направлению и предпринимательству.

·      Успехи учащихся школы в проектной и исследовательской деятельности, в т.ч. в направлении информационных технологий;

·      Развитие идей добровольчества, реализация социальных инициатив обучающихся школы;

·      Имеющийся парк компьютерного оборудования требует обновления;

·      Опыт реализации инновационного проекта  «Районный лагерь информационных технологий и образовательной робототехники «Тускул» (2014-2018гг.);

·      Реализация муниципальной инновационной площадки «Апробация информационной системы «Мобильное электронной образование» на 2018-2023 гг.);

·      Сотрудничество с Благотворительным фондом «InDriver» и Школой программирования «Love To Code» (Казахстан) в реализации образовательной программы «BeginIT».

Проблематика проекта ·       Недостаточная реализация потенциала цифровых технологий в достижении метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся;

·       Отсутствие условий для формирования у обучающихся компетенций социального предпринимательства в решении школьниками реальных общественных проблем на муниципальном и региональном уровне;

·       Отсутствие региональных цифровых брендов, которые позволили бы повысить узнаваемость Олекминского района в IT-сфере;

·       Ограниченность доступа в интернет, устаревший парк компьютерного оборудования.

Философские основания ·       Основная идея проекта: развитие метапредметных умений, компетенций в области социального предпринимательства, личностных качеств обучающихся МБОУ «Кыллахская СОШ» Олекминского района РС (Я) через разработку и реализацию ученических проектов с использованием цифровых технологий, направленных на решение реальных общественных проблем на муниципальном и региональном уровне.

·       Цель: создание к 2024 году эффективной модели цифрового образования в условиях МБОУ «Кыллахская СОШ» Олекминского района РС (Я) через работу Школы IT-решений «Тускул».

·       Задачи:

1.     Реализовать потенциал цифровых технологий в достижении метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся в урочной, внеурочной деятельности и в дополнительном образовании;

2.     Создать условия для формирования у обучающихся компетенций социального предпринимательства в решении школьниками реальных общественных проблем на муниципальном и региональном уровне через проектную деятельность;

3.     Создать и продвигать региональные цифровые бренды, которые позволили бы повысить узнаваемость Олекминского района в IT-сфере;

4.     Обеспечить доступ в интернет со скоростью соединения не менее 50 Мбит/с через альтернативные каналы связи, а также обновить парк компьютерного оборудования.

Психологическая концепция Основой психолого-педагогической системы работы Школы IT-решений «Тускул» является системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев и др.), который составляет основу федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Основные принципы: принцип субъектности, принцип учета ведущих видов деятельности, и законов их смены, принцип учета сензитивных периодов развития, принцип со-трансформации, принцип определения зоны ближайшего развития, принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления развития), принцип обязательной результативности каждого вида деятельности, принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности и др.

Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.

К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.

К метапредметным результатам можно отнести освоение универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.

Школа IT-решений «Тускул» представляет собой открытую образовательную среду, в которой школьнику предоставляется возможность при помощи педагогов и своих сверстников проявить и развить свои способности для решения реальных общественных проблем с использованием современных информационных технологий.

Работа Школы «Тускул» базируется на проектах и реализующих их проектных группах.

Участие в проектных группах добровольное. Количество участников проектной группы, а также продолжительность и виды работ определяются исходя из потребности для реализации конкретного проекта. Работа учащихся в проектных группах может и должна оплачиваться из приносящей доход деятельности или грантовых средств на реализацию проекта.

Роль педагога заключается в создании учебных ситуаций, мотивации, поддержке и сопровождении работы проектных групп, выстраивании деловых отношений с обучающимися, планировании и контролировании достижения образовательных результатов.

Занятия в Школе IT-решений «Тускул» проводятся во внеурочное время. При необходимости может применяться «трансформация учебного процесса», когда на уроках весь общеобразовательный класс вовлекается в проектную деятельность («мозговой штурм», предварительная защита проекта и т.д.).

Школа имеет в своем распоряжении просторный компьютерный класс, оснащенный 15 автоматизированными рабочими местами, мобильный класс с 6 рабочими местами, школьный сервер, 6 комплектов робототехнических конструкторов LEGO Mindstorms EV3, интерактивную доску, документ-камеру, цветной струйный принтер.

Результатами работы Школы IT-решений «Тускул» являются собственные образовательные результаты участников проектных групп, а результатом ученических проектов – конкретный продукт, имеющий социальное и практическое значение.

 

Содержание образования Содержание проектных идей формируется таким образом, чтобы при движении ученика от цели к результату у него формировалось целостное представление видения мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой.

Выбирая проблему и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях, соответствующий современным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

В Школе IT-решений «Тускул» происходит углубление и расширение предметных знаний и умений, полученных при изучении общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ». Информационные технологии выступают в качестве инструментов для решения общественных проблем.

На данный момент работа Школы будет проходить по 2 проектам.

 

Проект «Мобильная игра «Герои Саха»

Основная идея: создание компьютерной игры по мотивам якутского героического эпоса «Олонхо», приуроченной к Республиканскому Ысыаху Олонхо, который пройдет в 2020 году в г.Олекминске

Продуктовый результат: мобильная игра на платформе Android

Социальная значимость: популяризация якутского народного эпоса «Олонхо» среди молодого поколения

Финансирование: доходы от продаж пользовательской лицензии

Начало проекта: октябрь 2018 года

Окончание проекта: май 2020 года

Состав проектной группы:

Руководитель: Банчин Н.Л., учитель информационных технологий и робототехники

Программисты Андреев Ньургун (10 кл.), Ефимов Андрей (10 кл.), Шепелев Анатолий (5 кл.)

Дизайнеры компьютерной графики: Андреев Ньургун (10 кл.), Ларионов Сандал (7 кл.), Максимова Мария (8 кл.), Максимов Никита (9 кл.)

Сценаристы: Банчина А.А учитель якутского языка и литературы, Данилов Родион (10 кл.), Акимова Надя (9 кл.)

Редактор Корнилова А.С., учитель литературного творчества.

 

 

Проект «Цифровой музей»

Основная идея: оцифровка материалов школьного историко-краеведческого музея «Мы – россияне» имени Г.М. Димитрова:

·     создание электронного архива газетных публикаций о жителях и событиях села Кыллах Олекминского района с 1970 г. по настоящее время с использованием облачных сервисов;

·     создание интернет-энциклопедии по истории родного края.

Продуктовый результат: электронный архив газетных публикаций с библиографическим справочником, онлайн wiki-энциклопедия

Социальная значимость: сохранение истории родного края

Финансирование: грантовые средства, благотворительные пожертвования

Начало проекта: сентябрь 2019 года

Окончание проекта: май 2021 года

Состав проектной группы:

уточняется

Этапы реализации проекта Подготовительный: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Основной: сентябрь 2019 г. – май 2023 г.

Завершающий: сентябрь 2023 – май 2024 г.

Дорожная карта реализации проекта Сроки Ожидаемый результат Нормативный документ (при наличии)
Задача 1. Реализовать потенциал цифровых технологий в достижении метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся в урочной, внеурочной деятельности и в дополнительном образовании
Мероприятие 1.1. Разработка локальных нормативных актов До 31.05.2019 Разработано положение о Школе IT-решений «Тускул» Положение о Школе IT-решений «Тускул»
Мероприятие 1.2. Апробация модели деятельности Школы IT-решений «Тускул» До 31.05.2019 Апробирована модель деятельности Школы IT-решений «Тускул» Статья в СМИ
Мероприятие 1.3. Работа проектных групп Постоянно
Мероприятие 1.4. Анализ работы, внесение корректировок В конце каждого полугодия Проведена диагностика сформированности УУД, оценка личностных результатов, оценка продуктовых результатов
Задача 2. Создать условия для формирования у обучающихся компетенций социального предпринимательства в решении школьниками реальных общественных проблем на муниципальном и региональном уровне через проектную деятельность
Мероприятие 2.1. Участие в Конкурсе инноваций в образовании До 19.05.2019 Участие в Конкурсе инноваций в образовании Сертификат об участии
Мероприятие 2.2. Апробация опыта коммерциализации продукта До 31.08.2019 Апробирована продажа лицензии информационного продукта через онлайн-магазин
Мероприятие 2.3. Государственная регистрация некоммерческой организации До 31.12.2019 Зарегистрирована некоммерческая организация Школа IT-решений «Тускул» Свидет-во о регистрации
Мероприятие 2.4. Участие в грантовых конкурсах и поиск внешнего финансирования Постоянно
Задача 3. Создать и продвигать региональные цифровые бренды, которые позволили бы повысить узнаваемость Олекминского района в IT-сфере
Мероприятие 3.1. Работа по продвижению продуктов и работу Школы в социальных сетях, СМИ Постоянно
Мероприятие 3.2. Участие в выставках, конкурсах Постоянно
Задача 4. Обеспечить доступ в интернет со скоростью соединения не менее 50 Мбит/с через альтернативные каналы связи, а также обновить парк компьютерного оборудования
Мероприятие 4.1. Обеспечение высокоскоростного интернета До 31.12.2019 Достигнута скорость соединения не менее 50 Мбит/с Договор о предоставлении услуг связи
Мероприятие 4.2.  Открытие фирменного класса ведущего предприятия IT-отрасли и обновление парка компьютерного оборудования До 31.03.2020 Обновлен парк компьютерного оборудования;

Открыт фирменный класс.

Договор о сотрудничестве
Предполагаемые результаты 1.     Реализован потенциал цифровых технологий в достижении метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся в урочной, внеурочной деятельности и в дополнительном образовании;

2.     Созданы условия для формирования у обучающихся компетенций социального предпринимательства в решении школьниками реальных общественных проблем на муниципальном и региональном уровне через проектную деятельность;

3.     Созданы региональные цифровые бренды, позволяющие повысить узнаваемость Олекминского района в IT-сфере;

4.     Обеспечен доступ в интернет со скоростью соединения не менее 50 Мбит/с через альтернативные каналы связи, а также обновлен парк компьютерного оборудования.

Критерии оценки предполагаемых результатов 1.    Стабильная положительная динамика роста показателя сформированности УУД у обучающихся;

2.    Доля обучающихся, задействованных в проектных группах, от общего количества обучающихся не менее 20%;

3.    Количество успешно реализованных проектов не менее 5 ед.;

4.    Положительные результаты участия в не менее 5 грантовых конкурсах;

5.    Объем внешнего финансирования проектов в общей сумме более 500 000 руб;

6.    Достигнута скорость интернета не менее 50 Мбит/с, обновлен парк компьютерного оборудования;

7.    Открыт фирменный класс ведущего предприятия IT-отрасли.

Кадровое обеспечение проекта ·     Малгаров Иннокентий Иннокентьевич, директор, учитель информатики, аспирант Пединститута СВФУ;

·     Баишева Ольга Викторовна, зам. директора по УВР, учитель ИЗО и черчения;

·     Банчин Ньургун Леонидович, учитель информационных технологий;

·     Банчина Туйара Александровна, зам. директора по ВР;

·     Банчина Айталина Аркадьевна, учитель якутского языка и литературы;

·     Корнилова Августина Саввична, учитель литературного творчества;

·     Малгарова Зоя Садотовна, учитель технологии и краеведения;

·     Малгаров Садот Моисеевич, руководитель музея;

Финансовое обеспечение проекта и объемы финансирования  (бюджетное, внебюджетное) ·     Субвенции из госбюджета на реализацию ФГОС ООО, СОО;

·     Доходы от собственной деятельности;

·     Грантовые средства;

·     Добровольные пожертвования.

Презентация проекта  https://prezi.com/qwh9s7w_h-1b/?utm_campaign=share&utm_medium=copy