Организация работы с одаренными детьми через исследовательскую деятельность

Сегодня все шире внедряются в образовательный процесс методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская работа в школе переживает новый этап своего развития и представляет собой одно из направлений модернизации образования, создавая благоприятные условия для развития одаренных детей. Способные дети, систематически занимаясь исследовательской деятельностью, могут качественно развить свои способности, так как, создаются максимально благоприятные условия для их интеллектуального развития.

С целью выявления и поддержки одаренных учащихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей в МБОУ Кыллахская СОШ работает школьное научное общество, возглавляемое инициативной группой педагогов — единомышленников во главе с директором.

Выявление одарённых детей в нашей школе проводится, начиная с начального звена, с учителей начальных классов. Они проводят большую работу по выявлению одаренных детей и развитию у них интереса к разным предметам  

Организуя исследовательскую деятельность младших школьников,  учитывается возрастные и психологические особенности:

1 класс – вести наблюдение.

2 класс – анализировать и видеть проблему.

3 класс – формирование умения работать в группе, развивать внимание и наблюдательность.

4 класс – способствовать приобретению коммуникативных умений, строить гипотезу исследования.

Так, по предметам русский язык и математика каждый большой раздел завершается проектной работой, благодаря которому происходит не только обобщение полученных знаний по предметам, развиваются поисковые (исследовательские) умения.  В первом классе создаются проекты по темам «Наша речь» по русскому языку, «Любимое число», «Счет» по математике.

Ставший традиционным для первоклассников, после окончания букваря внеклассное мероприятие «Прощай букварь!» является одной из форм проектной работы. Его цель: закрепление знаний об изученных звуках и буквах, алфавите, совершенствование навыков правильного выразительного чтения,  пробуждение и постоянное поддерживание у детей интереса к книге, желания читать самостоятельно.

Наиболее одаренные учащиеся ежегодно активно участвуют в районных научно – исследовательских конференциях «Я — исследователь», «Первый шаг» и занимают призовые места. Активное участие в различных предметных олимпиадах, в дистанционных конкурсах также развивает у младших школьников творческое мышление  и способствует расширению кругозора.

Очень большой интерес у младших школьников вызывает кружок «Робототехника». На занятиях ребята изучают основы робототехники, учатся составлять простые алгоритмы и, конечно, создают действующие модели роботов.

В работе учащиеся развивают мелкую моторику рук, усидчивость, терпение, пространственное и логическое мышление, внимание, ответственность за конечный результат. В совместной же работе они развивают свои креативные способности, коллективно решают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания. Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.

В 5-7 классах происходит дальнейшее формирование основ исследовательской и творческой деятельности учащихся через вовлечение их в проектную деятельность. Это этап создания ситуаций для исследований, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями, рефератами.

Учащиеся среднего звена школы являются активными участниками различных районных научно – практических конференций, творческих конкурсов. Для создания условий по развитию заложенных способностей в школе работают различные кружки, объединения.

Это биологический кружок «Знатоки природы». Задача кружка — воспитание любви к природе и интереса к предмету  биология. Здесь ребят учатся понимать законы природы, бережно относиться к растительному и животному миру. На занятиях у кружковцев развиваются самостоятельность, инициативу, юные биологи приобретают интерес к исследовательской работе, необходимые навыки для нее. В течение года дети работают над исследовательскими проектами и защищают их на научных конференциях. Кроме того, участвуют в различных школьных конкурсах и акциях «Берегите подснежник!», «Покормите птиц зимой!», «Весенний учет птиц», проводят экологические уроки «Хранители воды», «Жизнь реки Лена». Пользуются у детей большим интересом различные фотовыставки природных явлений и пейзажей родной природы «Дойдум кэрэ көстүүтэ».

Вот уже несколько десятков лет, не прерывая свою работу, в нашей школе работает литературный кружок «Сыккыс». Он был создан в целях приобщения детей к чтению, развития их творческого потенциала и расширения кругозора. Первые воспитанники этого объединения уже взрослые, успешные люди, которые нашли свой путь в жизни. В настоящее время воспитанники кружка ведут школьное радиовещание, освещают школьные будни в районных и республиканских газетах, выступают в различных литературных конкурсах и конференциях и также занимают призовые места.

В старших классах (8-11 класс) работа с одаренными детьми направлена не только на развитие коммуникативных, исследовательских навыков, но и навыков публичного выступления, реферирования, деятельности, связанной с личным и социальным развитием.

Исследовательская работа в старших классах – это участие в научно –исследовательских конференциях «Шаг в будущее», «Ощепковские чтения», «Абагинские чтения», где работы наших детей занимают призовые места и получают высокую оценку  экспертов республиканского уровня.   Из года в год уровень исследовательских проектов школьников усложняется, научность работ выходят на первый план. Это дает нам высокие результаты, то есть участие наших детей в научных конференциях республиканского и федерального уровня.

Так, ученик 10 класса Яковлев Аркадий летом прошлого года был награжден путевкой во Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи и был участником встречи с президентом России Владимиром Путиным. В этом году, по результатам республиканского тура «Шаг в будущее» Аркадий был рекомендован для участия во Всероссийской конференции имени Лобачевского в городе Казань.

За высокие исследовательские достижения ученица 9 класса Анисимова Ольга была награждена путевкой в Международный детский центр «Артек». «Артек» подарил ей незабываемые и полезные впечатления, с которыми она поделилась с одноклассниками и друзьями.

Ученик 11 класса нашей школы Ларионов Матвей стал призером научно —  практической конференции «Шаг в будущее» в городе Москва.

Наша школа является одним из первых, кто начал в районе самое перспективное  направление технического творчества — робототехника. С 2010 года в школе плодотворно работает кружок «Робототехника», охватывая детей с младшего школьного возраста. Ежегодный фестиваль робототехники «Робофест» — это одно из самых ярких событий для юных робототехников. Нас радуют успехи наших школьников в этом направлении, они являются победителями районного фестиваля, участниками республиканского тура.

Участвуя, ребята получают уникальную возможность оценить и повысить свой профессиональный уровень, принять участие в обучающих мастер-классах, пообщаться со сверстниками.

Еще один районный конкурс, где наши школьники показали высокие результаты, это национальный чемпионат JuniorSkills  рамках программы ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве.  Целью чемпионата является создание новых возможностей для демонстрации школьниками уровня освоения профессиональных компетенций, формирования экспертного сообщества и развития общероссийского движения JuniorSkills. В этом году наши старшеклассники под руководством Банчина Ньургуна Леонидовича успешно приняли участие в новом конкурсе и стали победителями.

Многолетняя работа по исследовательской деятельности в этом учебном году принесла нам огромный успех. Наши юные исследователи стали действительными членами и членом-корреспондентом Малой академии наук Республики Саха (Якутия).  Действительные члены:
Ларионов Матвей, ученик 11 класса,
Яковлев Аркадий, ученик 10 класса. Членом — корреспондентом
стал Алексеев Василий, ученик 11 класса.

В конкурсе учитывались достижения детей в научно-исследовательской деятельности за последние 3 года. Это участие в научных конференциях, публикации в научных журналах, качество научных работ.

Проектная, исследовательская деятельность формирует у детей готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию. При выполнении такой работы учащиеся получают большой объём знаний, а также приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований.

Кыллахская школа традиционно является одним из лучших школ района, где школьники показывают высокие результаты по исследовательской работе из года в год. Педагоги школы считают, что организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Кузьмина В.В.

учитель биологии и химии

МБОУ «Кыллахская СОШ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.