Образовательная пространственная среда в условиях сельской школы.

Фокина Варвара Васильевна, учитель русского языка и литературы

Сегодня в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях актуален вопрос  особой образовательной среды, которая  включает в себя совокупность условий, процессов, явлений, технологий в образовательном учреждении.

Особую проблему создает реструктуризация сети ОУ в сельской местности, так как по инновационной активности сельские школы значительно отстают от городских школ. Здесь процесс модернизации образовательной среды идет медленно в силу различных обстоятельств. Но ясно одно: сельская школа нуждается в инновационных технологиях, которые бы способствовали всестороннему развитию личности, ее социализации в целом. А это связано в современном мире с образовательными технологиями.

Пути ее решения. Необходима хорошо разработанная система:

  1. Грамотная технологизация внутри школьного управления.
  2. Научно обоснованная организация технологизации обучения.
  3. Профессиональная компетентность и технологическое мастерство учителя.

Школа должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную функции. И для выполнения этих задач в каждом образовательном учреждении существует своя образовательная пространственная среда, которая предполагает сочетание  сложившихся условий труда  и обстоятельств, созданных педагогическим коллективом. И для развития интеллектуальных способностей  личности школа создает особую образовательную пространственную среду, которая должна  в духе времени отвечать требованиям ФГОС.

Образовательная среда — это сложная система компонентов, включающих в себя всю материально-техническую базу образовательного учреждения. В первую очередь, это само здание школы, учебные кабинеты, столовая, медицинский кабинет, спортивный зал с душевыми, актовый зал, библиотека. А если школа ориентируется и на воспитание трудом, то и пришкольный участок с его теплицами. Сюда же относится учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационно-образовательная технология.

То есть, образовательная среда – это системно образованное пространство, созданное для детей в соответствии с требованиями ФГОС и СанПиН. Надо отметить, что это ответственный и трудоемкий участок деятельности педагога, который  формирует  личность ученика, его индивидуальные черты. И решение этой  проблемы наша Кыллахская школа начала с технологизации обучения.

Кыллахская школа является одной из старейших школ в Олекминском  районе, воспитанием и образованием детей занимается с 1863 года, из ее стен вышли многие известные люди, имена которых теперь известны не только в России, но и за ее пределами. И теперь школа продолжает вести целенаправленную работу по воспитанию и образованию подрастающего поколения, старается соответствовать словам одного из наших замечательных земляков: «школа дала глубокие, прочные знания многим поколениям детей, научила быть патриотами своего края, быть преданными своим родным истокам».

С 2010 года наши дети обучаются в новой школе в новом селе Даппарай.  Школа двухэтажная, благоустроенная, в каменном варианте. Общая площадь составляет 3695,30 кв.м., имеется спортивный зал площадью 274 кв.м., актовый зал — 96, 40 кв.м., столовая – 64 кв.м. на 70 посадочных мест, кухня с современным техническим оборудованием — 41кв.м., гардеробная, туалеты, душевые комнаты, 18 кабинетов, 4 лабораторных комнат, библиотека на 14 мест с книгохранилищем, кабинет врача, стоматолога. Чисто, уютно, тепло. Школа отвечает всем критериям бюджетной организации, оборудована в соответствии с новыми требованиями. И это в труднодоступной отдаленной местности, находящемся в 45 км.от города Олекминска, где транспортная система слабо развита, ежегодно дает  о себе знать сезонная распутица.

За 8 лет деятельности в новом здании  материальная база школы значительно окрепла. Особым успехом считаем то, что первыми среди школ Олекминского района наша школа смогла внедрить комплексную автоматизированную информационную систему — «Сетевой город. Образование». Она объединяет в единую информационную сеть образовательные организации всех типов, также органы управления образованием в пределах муниципального образования.

Автоматизированная система управления учебно-воспитательным процессом на базе АИС «Сетевой город» решает многие проблемы школы: решение финансово-хозяйственных вопросов, содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, своевременное поступление необходимой информации, нормативно-организационных документов, обеспечивающих соблюдение законов Российской Федерации и выполнение требований ФГОС.

В системе «Сетевой город. Образование» реализованы возможности единой базы данных с создания полного учебного плана образовательной организации до электронного классного  журнала, позволяющего вести посещаемость и успеваемость учащихся. Через систему ведутся стандартные отчеты об успеваемости  и посещаемости, организована обратная связь с родителями через электронный дневник. Каждый пользователь образовательной организации, в том числе и родители учащихся, имеют индивидуальное имя и пароль и могут входить в систему с любого компьютера или мобильного устройства, подключенного к Сети интернет.

Все кабинеты оснащены современной школьной мебелью, интерактивным оборудованием. Компьютер с доступом в Интернет, наличие необходимых программ, медиатеки  облегчают работу учителям-предметникам в осуществлении рационально организованного учебного процесса, что способствует интеллектуальному развитию детей, их гармоничному развитию и воспитанию.

Такому развитию также способствует и современная библиотека, оснащенная всем необходимым электронным оборудованием.  В нашей школе рабочее место библиотекаря тоже автоматизировано. Автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) «МАРК- SQL – версия для школьных библиотек» обеспечивает комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов: комплектование литературы, научную и техническую обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание читателей, учет библиотечного фонда и т.д.

Огромное значение в информационной открытости школы имеет наш официальный сайт. На сайте можно найти всю необходимую информацию по разделам. В составлении новостей для сайта непосредственное участие принимают сами учащиеся через кружок «Юный корреспондент». Результаты работы были отмечены в Республиканской Премии малой прессы в номинации «Лучший школьный сайт».

Наши дети активно участвуют в дистанционных проектах международного, всероссийского уровня: «Ростконкурс», «Новый урок», «Инфоурок», «Статград», «Талантдети», «Мегаталант», «Русская культура», «Матолимп», «Артконтракт», «Videouroki.net», где занимают призовые места, становятся победителями. Педагоги также плодотворно сотрудничают с центрами довузовской подготовки «Пятерочка», ЦДО «Отличник», «Uchi.ru», привлекают детей к интерактивным онлайн-олимпиадам, сами участвуют и повышают квалификацию в вебинарах, чат-конференциях, деловых играх, в дистанционных курсах по предметам.

Образовательная среда, основанная на автоматизированную систему управления учебно-воспитательным процессом, положительно повлияла на общую организацию обучения в целом.

Количество обучающихся, занявших призовые места в творческих, интеллектуальных конкурсах, во Всероссийских и региональных олимпиадах школьников, в соревнованиях муниципального, республиканского, российского и международного уровня, растет.

Первыми в районе наши дети занялись робототехникой. Школа успешно реализовала Проект районного летнего лагеря информационных технологий и образовательной робототехники «Тускул», роботехнических соревнований районного уровня, методических семинаров на базе школы, дистанционного образования по IT-компетенциям совместно с Центром  «Специалист» МГТУ имени Н.Э.Баумана. Результатами данной работы является победа во Всероссийском форуме «Шаг в будущее»(г. Москва), во Всероссийском дистанционном конкурсе проектных работ школьников (г.Сочи, ОЦ «Сириус»), конференциях «Открытие» (г.Ярославль), «Открой себе ученого», «Интеллектуальное возрождение» (г.Санкт-Петербург), III Всероссийская (XIX Поволжская) научная конференция учащихся им.Н.И.Лобачевского» (г.Казань).

Образовательная среда школы не ограничивается одной технологизацией обучения. Она содержит воспитательный блок, направленный на развитие духовно-нравственной личности, на выявление одаренных детей, на поддержку талантливой молодежи и отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих модулей: «Я — гражданин»,«Я — человек»,«Труд – основа жизни»,«Здоровый образ жизни»,«Культура». Содержание модулей направлено на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, на воспитание нравственных чувств, трудолюбия, осознанного выбора профессии, на воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде, к миру прекрасного.   Традиционными в школе стали «День урожая», «День здоровья», «Кросс наций», «День самоуправления», «День пожилых», военно-патриотическая игра «Школа патриотизма», «Охотничьи забавы», «День рождения школы», «День семьи», «Праздник книги» и т.д.  Ежегодно проводятся Акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Вахта памяти», военно-спортивная игра «Зарница». Действуют календарные и социальные акции «Собери ребенка в школу», «Покормите птиц», «Берегите подснежник», «Как живешь, ветеран?». Большое влияние на духовное развитие и воспитание детей оказывает  работа школьного историко-краеведческого музея, бессменным руководителем которого является старейший педагог Малгаров Садот Моисеевич.

В целях создания условий для успешной социализации обучающихся через взаимодействие школы с другими организациями местного сообщества действует программа «Бары бүттүүн – оҕо туһугар». На основе ранее разработанных и апробированных программ трудовое воспитание становится приоритетом в социокультурной среде, при этом используются инновационные технологии воспитания, сотрудничество педагогического коллектива, сельского социума, родителей, обучающихся. Ежегодно организуется на базе школы лагерь летнего труда и отдыха дневного пребывания «Кэнчээри». Третий год школа занимается выращиванием картофеля. В этом году получили хороший урожай капусты, обеспечили и столовую, и работников школы. Урожай, выращенный на пришкольном участке, является хорошим подспорьем школьного питания.

Положительные достижения как в обучении, так и воспитании определяются теми конкретными задачами, которые школа  ставит и решает в своей деятельности. И в адрес администрации школы надо сказать слова благодарности. В период работы директором заметную лепту внесла в развитие школы Макарова А.П., ее начинания продолжает новый директор Малгаров И.И., учитель физики, абсолютный победитель республиканского профессионального конкурса «Учитель года-2015», участник Всероссийского конкурса «Учитель года-2016». Молодой директор вкладывает всю душу для создания комфортных условий и личностного развития учащихся и всего педагогического коллектива. То, что школа идет по правильному пути реализации своих задач, показал результат опроса родителей, довольных созданием благоприятной образовательной среды для обучения и воспитания детей и применением учителями эффективных педагогических технологий, обеспечивающих интерес к обучению.

С этого учебного года школа начала реализацию инновационного проекта ИОС  «Мобильное электронное образование», которое подразумевает реализацию требований ФГОС с помощью различных дидактических моделей в образовательном процессе.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс модернизации образовательной школы в сельской местности решается на местах, и определяется это специфическими особенностями каждого образовательного учреждения, его целями и задачами, его внутренней жизнью.

Литература

  1. Систематизированный материал о деятельности МБОУ «Кыллахская СОШ» (с.Даппарай Олекминского района).
  2. Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования МБОУ «Кыллахская СОШ» Олекминского района РС(Я). 2018 г.
  3. Проект программы социокультурного центра «Бары бүттүүн – оҕо туһугар», МБОУ «Кыллахская СОШ». 2018г.
  4. Интернет-ресурс «Технологизация управления в инновационном опыте сельских школ» (С.В.Сидоров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Шадринского педагогического института).
  5. Интернет-ресурс «Проблема реализации идей модернизации сельских образовательных систем» (О.В.Шушпанова, кандидат педагогических наук, доцент. Департамент общего образования Томской области).
  6. Интернет-ресурс «Образовательная среда развития личностного потенциала подрастающего поколения» (Федорова О.А. ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г.Чернышевского).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.