Педагогам

Мы живем в мире, в котором качество получаемой нами информации в значительной степени определяет наш выбор и последующие действия, включая способность пользоваться фундаментальными свободами и правом на самоопределение и развитие. Технологические усовершенствования в области телекоммуникаций повлекли за собой широкое распространение средств массовой информации и других поставщиков информации (библиотек, архивов, Интернета и т.д.), которые открыли гражданам доступ к и возможность обмена колоссальными объемами информации. Следствием и дополнением этого феномена стало стремление граждан беспрепятственно оценивать релевантность и надежность этой информации, полностью осуществляя при этом свое право на свободу самовыражения и право на получение информации. Именно в таком контексте следует рассматривать потребность в медийной и информационной грамотности (МИГ), которая расширяет масштабы движения за гражданское образование, включая в него педагогов как главных субъектов преобразований.

Данная программа обучения педагогов медийной и информационной грамотности — важный источник информации для государств-членов ЮНЕСКО, призванный содействовать их усилиям по достижению целей, сформулированных в Грюнвальдской декларации (1982 г.), Александрийской декларации (2005 г.) и Парижской повесткой дня (2007 г.), имеющих прямое отношение к МИГ. Наша программа — новое слово в данной области: во-первых, она является новаторской и опирается на современные тенденции конвергенции радио, телевидения, Интернета, газет, книг, электронных архивов и библиотек на одну общую платформу, а также впервые представляет единый подход к МИГ; во-вторых, она создана с учетом потребностей педагогов для интеграции в официальную систему их подготовки. Тем самым она запускает каталитический процесс, который должен охватить миллионы молодых людей и способствовать развитию их способностей.

ЮНЕСКО действительно сделала все возможное, чтобы применить системный и комплексный подход при подготовке данной программы обучения педагогов медийной и информационной грамотности. Процесс подготовки включал в себя разработку проекта программы, его анализ и оценку экспертами из разных областей знаний, в том числе медиа, информация, ИКТ, образование и разработка учебных программ. Работа была начата в 2008 году и включала в себя проведение совещания международной группы экспертов для выработки рекомендаций по стратегии разработки учебной программы; составление списка существующих в мире образовательных ресурсов по МИГ; привлечение к работе четырех экспертных групп, которым была поручена подготовка проекта программы; проведение второго совещания экспертной группы для анализа проекта программы и опробирование в ходе серии учебных семинаров и консультаций в странах Южной Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна и Южной Азии; подготовку доработанной версии программы и завершающий этап научного и стилистического редактирования.

Данное издание состоит из двух частей. Часть 1 содержит описание программы обучения и системы компетенций МИГ. В ней описываются логика, структура и основные темы программы. Она дополняет «Структуру ИКТ-компетентности учителей» (ICTs Competency Framework for Teachers), подготовленную ЮНЕСКО в 2008 г. Часть 2 включает в себя подробное описа- 11 ние базовых и дополнительных модулей учебной программы. Программа обучения учителей медийной и информационной грамотности будет переведена на арабский, французский, русский и испанский языки, а со временем и на другие языки народов мира.

Подготовка данного издания — всего лишь один шаг в комплексной стратегии, призванной содействовать развитию медийно и информационно грамотных обществ и развивать международное сотрудничество. В наших планах — разработка глобальной системы индикаторов МИГ, создание университетской сети МИГ, разработка рекомендаций по выработке национальной политики и стратегии в области МИГ и учреждение Международной информационной службы МИГ совместно с Альянсом цивилизаций ООН.

ЮНЕСКО с удовлетворением отмечает международный интерес к программе, проявленный на этапе ее подготовки, и выражает надежду, что этот интерес найдет свое воплощение в конкретных делах на втором этапе проекта  — этапе адаптации и пилотного запуска программы в педагогических институтах в различных уголках Земного шара. Мы уверены, что в конечном итоге наша программа будет способствовать инновациям в образовании и поднимет на новый уровень развития все его ступени. Выражаем благодарность многочисленным партнерам за неоценимую помощь, оказанную нам в этой работе.

Янис Карклиньш (Jānis Kārkliņš) Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации.

Скачать курс можно здесь