С 29 июня по 26 июля на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кыллахская средняя общеобразовательная школа» завершил свою работу первый районный лагерь информационных технологий и образовательной робототехники «Тускул». Всего за 2 смены отдохнуло 50 детей из разных наслегов Олекминского района и г.Якутска.
Лагерь с дневным пребыванием детей «Тускул» осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими Приказами по лагерю:
- «Об организации мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей и подростков в период летней оздоровительной компании» от 25.06.2015г. № 02-09/392,
- «Об утверждении порядка оповещения при чрезвычайных ситуациях в летних оздоровительных учреждениях» от 10.06.2015г. №02-09/387,
- «Об обеспечении охраны жизни и здоровья детей в период летних каникул 2015г» от 28.05.2015г. №02-09/335,
- «Об оплате путевки в летние оздоровительные учреждения в 2015г.» от 28.05.2015г. №02-09/332,
- «О создании оперативного штаба на случай ЧС» от 26.06.2015г.
А также оформлены документы по охране труда и технике безопасности, инструкции по электробезопасности для персонала 1 квалификационной группы, по охране труда для работников лагеря и профилактике детского травматизма, 13 инструкций по охране труда, журналы регистрации инструктажа по охране труда, учета и выдачи инструкций.
Организация отдыха детей в лагере контролировалась МКУ «Управление образования» Олекминского района.
Штат работников лагеря был полностью укомплектован до начала сезона. Педагогический коллектив состоял из учителей начального класса, физики, географии, педагога-психолога, заместителя директора по УВР МБОУ «Кыллахская СОШ», студентки Педагогического института СВФУ.
Перед началом работы в лагере была организована учеба педагогического коллектива по организации работы с детьми, технике безопасности, по охране труда и пожарной безопасности.
Лагерь открыл 2 мини-сезона. Количество детей в лагере 50 (на 2 мини-сезона), продолжительность мини-сезона 14 календарных дней. В лагере было сформировано 6 отрядов по 6-7 человек в каждом из учащихся 3-10 классов.
При комплектовании смены лагеря первоочередным правом пользовались обучающиеся из семей, подлежащих социальной защите, и состоящие на различных видах учета.
Социальный паспорт лагеря
Общее число детей в лагере: 50;
Всего родителей: 92;
Воспитывается в малообеспеченных семьях: 45 детей;
Воспитывается в многодетных семьях: 27 детей;
Воспитывается в семьях матерей-одиночек: 5 детей;
Воспитывается в семьях безработных граждан: 2 ребенка;
Воспитывается в семье инвалида(ов): 3 ребенка.
Для того чтобы отдых детей сделать полноценным, была разработана программа лагеря дневного пребывания «Тускул» (далее – Программа).
Необходимость разработки данной Программы была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- апробацией внедрения информационных технологий и робототехники в организации летнего отдыха детей;
- повышение уровня ИКТ-компетентности и компьютерной грамотности школьников.
Содержание и формы работы
Реализация курса занятий в лагере «Тускул» позволит создать необходимые условия для высокого качества образования за счет использования новых педагогических подходов и применения новых информационно-коммуникационных технологий.
Занятия по информационным технологиям и робототехнике главным образом направлены на развитие когнитивных способностей и технических навыков, приобретение и развитие логического мышления, умения анализировать, классифицировать, обобщать информацию, позволяя расширить кругозор ребенка. Каждый ребенок, участвующий в процессе моделирования и конструирования, выражает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, назначении выполненного проекта. Таким образом, возникает пространство для научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.
Занятия в лагере были разделены на 4 модуля. Содержание модулей определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося, ресурсными возможностями, а также существующими стандартами содержания основного и среднего общего образования.
- Дизайн проектов
Модуль проектной деятельности «Дизайн проектов» направлен не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Модуль «Дизайн проектов» направлен на формирование методологических качеств обучающихся. Это способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств — гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
- Образовательная робототехника
Первое направление курса основано на использовании комплектов Lego Mindstorms EV3 и визуальной среды программирования для обучения робототехнике. Предоставляет широчайший спектр возможностей для создания и программирования моделей различной сложности. Благодаря интеллектуальному блоку управления EV3, разнообразным датчикам, интерактивным сервомоторам и продуманному визуальному программному обеспечению, ребята могут создавать роботов, способных решать безграничное число задач. Во время смены будут проведены различные конкурсы, робототехнические соревнования по правилам российских и международных чемпионатов. Все занятия будут проходить в игровом режиме.
Второе направление основано на изучении платы Arduino. Arduino — это небольшая плата с собственным процессором и памятью. На плате также есть пара десятков контактов, к которым можно подключать всевозможные компоненты: лампочки, датчики, моторы, чайники, роутеры, магнитные дверные замки и т.д. В процессор Arduino можно загрузить программу, которая будет управлять всеми этими устройствами по заданному алгоритму. Таким образом, можно создать бесконечное количество уникальных классных гаджетов, сделанных своими руками и по собственной задумке. Модуль «ТехАС» позволит ребятам приобрести навыки работы с этой популярной во всем мире платформой, закрепить свои знания по физике и информатике на практике, а также создать по своей задумке уникальные гаджеты, воплотив самые невероятные идеи.
- Компьютерное творчество
Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе построение и использование моделей является мощных орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение компьютерной модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем сама реальность и исследование этой модели. Реализация модуля поможет раскрыть понятие модели и моделирования, подготовить учащихся к практическому использованию растрового графического редактора Adobe Photoshop, среды AutoCad, Компас 3D для создания графической информационной модели с последующим применением полученных знаний и умений, видеоредактора Adobe Premiere Pro для видеомонтажа.
- Микромиры
На занятиях проходит обучение самостоятельной работе с цифровым микроскопом (практическое микроскопирование, изготовление временных препаратов, микробиологический рисунок, цифровая микрофотография) и с научной литературой (поиск нужной информации об изучаемом объекте, конспектирование). Работая с микроскопом и с литературными источниками, учащиеся знакомятся с микромиром и его обитателями. Так учащиеся приобретают знания по зоологии, ботанике, гистологии, цитологии. Большинство занятий проходит в лаборатории. Каждый учащийся имеет возможность работать с оптическим и цифровым микроскопом, бинокуляром, цифровым фотоаппаратом. На экскурсиях ребята будут собирать пробы для дальнейших исследований под микроскопом. Желающие могут работать над собственными исследовательскими проектами.
Для каждого учащегося совместно с учащимся и родителем составляется ИОМ на основе анализа анкетных данных до заезда в лагерь. По составленному маршруту ребенок занимается по одному или нескольким модулям, исходя из потребностей и способностей. Если учащийся в течение сезона досрочно закончил маршрут, то он может перейти к другому. Результатами и одновременно критериями оценки эффективности являются онлайн-сертификация Центра «Специалист» при МГТУ имени Н.Э.Баумана и учебные исследовательские проекты учащихся. Онлайн-сертификация дает независимую и объективную оценку уровня ИКТ-компетентности с возможностью улучшить свой результат. Полученный сертификат позволяет перейти на более высокий уровень в следующем сезоне лагеря, а полученные знания могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности.
Модель индивидуального маршрута учащегося включает в себя следующие системные компоненты: концептуальный (цели, ценности и принципы, на которые опирается деятельность); содержательный (содержание образования); процессуально-технологический (приемы, способы действия).
Для реализации ИОМ необходимо придерживаться следующих принципов: существование места проб для формирования самостоятельности, доступ к информационной образовательной среде (школьная библиотека, ЭОР, Интернет); динамика форм, которая должна обеспечить новый уровень самостоятельности, мышления и социальной компетентности; нацеленность на авторское действие как основной результат (проектная деятельность); возможность дистанционного сопровождения. Основной составной частью ИОМ является маршрутный лист, фрагмент которого приведен в таблице 1.
Тема, область | Цель | Ключевые понятия | Практическая работа | Рекомендуемая литература | Cроки выполнения | Форма отчетности |
Езда робота по линии | Научиться собирать и программировать робота, который ездит по черной линии | Датчик освещенности, отражение света, оператор выбора, циклы | 1. Езда робота с одним датчиком;
2. Езда робота с двумя датчиками 3.* Использование функций |
Учебник «Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3:основные подходы, практические примеры ,секреты мастерства»
www.roboforum.ru www.myrobot.ru |
15-18 июня 2015 г. | Видеозапись практических работ |
Таблица 1. Фрагмент маршрутного листа
Таким образом, ученик рассматривается как субъект деятельности, умеющий мыслить, планировать свои действия, самостоятельно искать пути решения, поставленных задач, творчески подходить к процессу обучения, контролировать свою деятельность.
Каждый день в лагере имел свою тематику и свое название. Во время организации смены использовались индивидуальные и групповые формы работы с отдыхающими.
Основные мероприятия:
- Программа «Бодрое утро»,
- Курсовые занятия по модулям: «Дизайн проектов», «Образовательная робототехника», «Компьютерное творчество», «Микромиры», «Пепакура», «Пескография»,
- Спецпроект «Мыльная фантазия»,
- Акция «Мы за чистый берег», «Чистый двор», «Чистый четверг»,
- «Т.О.К. шоу»,
- КВН «Дети компьютерного века», «Компьютер – добро или зло?»,
- «Турнир по шашкам»
- «День кино»
- «Отдых на природе»,
- «Защита проектов»,
- «Игры роботов».
Режим дня лагеря
09.45 – 10.00 | Приход детей из дома в лагерь |
10.00 – 10.15 | Программа «Бодрое утро» |
10.15 – 10.30 | Завтрак |
10.30 – 12.50 | Учебные занятия. Проектная деятельность |
13.00 – 13.30 | Обед |
13.30 – 14.00 | Свободное время |
14.00 – 16.00 | Работа по отрядам. Коллективно-творческая деятельность. Подвижные игры |
16.00 – 16.15 | Полдник |
16.15 – 17.00 | Культурно-досуговые мероприятия. Отдых |
17.00 | Уход детей из лагеря домой |
Организация трехразового горячего питания (завтрак, обед, полдник). Работу пищеблока и правильную организацию питания детей контролировала бракеражная комиссия, утвержденная приказом по школе. Претензий к качеству питания не имеется (проводилась «С» витаминизация третьих блюд, питьевой режим соблюдался).
Материально-техническое и финансово-хозяйственное оснащение образовательного процесса осуществлялось согласно требованиям, представляемым к общеобразовательным учреждениям. Техническое оснащение представлено компьютерными зонами, музыкальной аппаратурой. Материально-техническая и финансово-хозяйственная деятельность направлена на реализацию уставных задач в соответствии с действующим законодательством.
В лагере имеются спортивные площадки для волейбола, футбольное поле, игровая площадки. В распоряжение лагеря были 4 аудитории для занятий, комната для штаба лагеря, актовый зал. Все помещения соответствовали требованиям Роспотребназдора и Пожнадзора. В лагере информационных технологий и образовательной робототехники «Тускул» также имеется:
- методическая литература – 36;
- настольные игры – 3 шт.
- компьютерный класс – на 16 компьютеров
- интерактивная доска – 3 шт.
- проектор – 1 шт.
- звукоусиливающая аппаратура,
- радиомикрофоны – 2 шт.
- документ-камера — 2 шт.
Лагерь был обеспечен медикаментами, культ-, канц-, хоз-принадлежностями. Территория лагеря «Тускул» эстетически оформлена, отрядные уголки и общелагерный стенд.
Осуществлялось тесное взаимодействие по проведению культурно-массовых мероприятий
краеведческим музеем.
Страхование от несчастного случая: Россгострахом застраховано 50 детей.
Оценка показателей заболеваемости за период смены выглядит следующим образом:
- обострение хронических болезней не отмечалось;
- случаев простудных заболеваний не отмечалось;
- травматических повреждений не зафиксировано.
За время проведения летнего лагеря с дневным пребыванием детей производилась проверка лагеря МКУ «Управление образования Олекминского района».
Оздоровительные мероприятия в группах носили общий характер для всех детей в рамках одной возрастной группы и включали в себя использование универсальных методов оздоровления: соблюдение санитарно-гигиенических норм, сбалансированное питания, закаливание, оптимальный двигательный режим, мероприятия по поддержанию хорошего эмоционального тонуса и психологического комфорта.
В течение смены проводился внутренний мониторинг состояния здоровья детей, по итогам которого выявлены следующие показатели:
- Состояние уровня физического развития.
Общее кол-во детей | Доля детей с нормальным физическим развитием | Доля детей с избыточной массой тела | Доля детей с дефицитом массы тела |
50 | 80% | 12% | 8% |
При этом у всех детей с избыточной массой тела (ИТМ) и дефицитом массы тела (ДТМ) отмечалась положительная динамика. У детей с нормальным физическим развитием (НФР) отрицательной динамики не наблюдалось.
Обобщая все мероприятия по подготовке и проведения смены лагеря с дневным пребыванием детей, положительными аспектами являются:
- наличие своей материально-технической базы;
- укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами, медицинским обслуживанием участковой больницей;
- результаты бесед с учащимися и анкетирование показало, что работа ЛДП «Тускул» удовлетворила запросы родителей и детей по организации полноценного отдыха в летний период;
- грамоты, дипломы, призы, подарки, движение, игры, соревнования, — все это способствовало улучшению психосоматического здоровья детей.
Отрицательными аспектами являются:
- отсутствие пляжа для организации купания;
- низкая зарплата сотрудников и недостаточное штатное количество воспитателей на сезон.