Завершил свою работу лагерь «Тускул»

С 29 июня по 26 июля на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кыллахская средняя общеобразовательная школа» завершил свою работу первый районный лагерь информационных технологий и образовательной робототехники «Тускул». Всего за 2 смены отдохнуло 50 детей из разных наслегов Олекминского района и г.Якутска.

Лагерь с дневным пребыванием детей «Тускул» осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими Приказами по лагерю:

  • «Об организации мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей и подростков в период летней оздоровительной компании» от 25.06.2015г. № 02-09/392,
  • «Об утверждении порядка оповещения при чрезвычайных ситуациях в летних оздоровительных учреждениях» от 10.06.2015г. №02-09/387,
  • «Об обеспечении охраны жизни и здоровья детей в период летних каникул 2015г» от 28.05.2015г. №02-09/335,
  • «Об оплате путевки в летние оздоровительные учреждения в 2015г.» от 28.05.2015г. №02-09/332,
  • «О создании оперативного штаба на случай ЧС» от 26.06.2015г.

А также оформлены документы по охране труда и технике безопасности, инструкции по электробезопасности для персонала 1 квалификационной группы, по охране труда для работников лагеря и профилактике детского травматизма, 13 инструкций по охране труда, журналы регистрации инструктажа по охране труда, учета и выдачи инструкций.

Организация отдыха детей в  лагере контролировалась МКУ «Управление образования» Олекминского района.

Штат работников  лагеря был полностью укомплектован до начала сезона. Педагогический коллектив состоял из учителей начального класса, физики, географии, педагога-психолога, заместителя директора по УВР МБОУ «Кыллахская СОШ», студентки Педагогического института СВФУ.

Перед началом работы в лагере была организована учеба педагогического коллектива по организации работы с детьми, технике безопасности, по охране труда и пожарной безопасности.

Лагерь открыл 2 мини-сезона. Количество детей в лагере 50 (на 2 мини-сезона), продолжительность мини-сезона 14 календарных дней. В  лагере было сформировано 6 отрядов по 6-7 человек в каждом из учащихся 3-10 классов.

При комплектовании смены лагеря первоочередным правом пользовались обучающиеся из семей, подлежащих социальной защите, и состоящие на различных видах учета.

Социальный паспорт лагеря

Общее число детей в лагере: 50;

Всего родителей:  92;

Воспитывается в малообеспеченных семьях: 45 детей;

Воспитывается в многодетных семьях: 27 детей;

Воспитывается в семьях матерей-одиночек: 5 детей;

Воспитывается в семьях безработных граждан: 2 ребенка;

Воспитывается в семье инвалида(ов): 3 ребенка.

Для того чтобы отдых детей сделать полноценным, была разработана программа лагеря дневного пребывания «Тускул» (далее – Программа).

Необходимость разработки данной Программы была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
  • апробацией внедрения информационных технологий и робототехники в организации летнего отдыха детей;
  • повышение уровня ИКТ-компетентности и компьютерной грамотности школьников.
Содержание и формы работы

Реализация курса занятий в лагере «Тускул» позволит создать необходимые условия для высокого качества образования за счет использования новых педагогических подходов и применения новых информационно-коммуникационных технологий.

Занятия по информационным технологиям и робототехнике главным образом направлены на развитие когнитивных способностей и технических навыков, приобретение и развитие логического мышления, умения анализировать, классифицировать, обобщать информацию, позволяя расширить кругозор ребенка. Каждый ребенок, участвующий в процессе моделирования  и конструирования, выражает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, назначении выполненного проекта. Таким образом, возникает пространство для научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

Занятия в лагере были разделены на 4 модуля. Содержание модулей определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося, ресурсными возможностями, а также существующими стандартами содержания основного и среднего общего образования.

  • Дизайн проектов

Модуль проектной деятельности «Дизайн проектов» направлен не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Модуль «Дизайн проектов» направлен на формирование методологических качеств обучающихся.  Это способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств — гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

  • Образовательная робототехника

Первое направление курса основано на использовании комплектов Lego Mindstorms EV3 и визуальной среды программирования для обучения робототехнике. Предоставляет широчайший спектр возможностей для создания и программирования моделей различной сложности. Благодаря интеллектуальному блоку управления EV3, разнообразным датчикам, интерактивным сервомоторам и продуманному визуальному программному обеспечению, ребята могут создавать роботов, способных решать безграничное число задач. Во время смены будут проведены различные конкурсы, робототехнические соревнования по правилам российских и международных чемпионатов. Все занятия будут проходить в игровом режиме.

Второе направление основано на изучении платы Arduino. Arduino — это небольшая плата с собственным процессором и памятью. На плате также есть пара десятков контактов, к которым можно подключать всевозможные компоненты: лампочки, датчики, моторы, чайники, роутеры, магнитные дверные замки и т.д. В процессор Arduino можно загрузить программу, которая будет управлять всеми этими устройствами по заданному алгоритму. Таким образом, можно создать бесконечное количество уникальных классных гаджетов, сделанных своими руками и по собственной задумке. Модуль «ТехАС» позволит ребятам приобрести навыки работы с этой популярной во всем мире платформой, закрепить свои знания по физике и информатике на практике, а также создать по своей задумке уникальные гаджеты, воплотив самые невероятные идеи.

  • Компьютерное творчество

Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе построение и использование моделей является мощных орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение компьютерной модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем сама реальность и исследование этой модели. Реализация модуля поможет раскрыть понятие модели и моделирования, подготовить учащихся к практическому использованию растрового графического редактора Adobe Photoshop, среды AutoCad, Компас 3D для создания графической информационной модели с последующим применением полученных знаний и умений, видеоредактора Adobe Premiere Pro для видеомонтажа.

  • Микромиры

На занятиях проходит обучение самостоятельной работе с цифровым микроскопом (практическое микроскопирование, изготовление временных препаратов, микробиологический рисунок, цифровая микрофотография) и с научной литературой (поиск нужной информации об изучаемом объекте, конспектирование). Работая с микроскопом и с литературными источниками, учащиеся знакомятся с микромиром и его обитателями. Так учащиеся приобретают знания по зоологии, ботанике, гистологии, цитологии.  Большинство занятий проходит в лаборатории. Каждый учащийся имеет возможность работать с оптическим и цифровым микроскопом, бинокуляром, цифровым фотоаппаратом. На экскурсиях ребята будут собирать пробы для дальнейших исследований под микроскопом. Желающие могут работать над собственными исследовательскими проектами.

Для каждого учащегося совместно с учащимся и родителем составляется ИОМ на основе анализа анкетных данных до заезда в лагерь. По составленному маршруту ребенок занимается по одному или нескольким модулям, исходя из потребностей и способностей. Если учащийся в течение сезона досрочно закончил маршрут, то он может перейти к другому. Результатами и одновременно критериями оценки эффективности являются онлайн-сертификация Центра «Специалист» при МГТУ имени Н.Э.Баумана и учебные исследовательские проекты учащихся. Онлайн-сертификация дает независимую и объективную оценку уровня ИКТ-компетентности с возможностью улучшить свой результат. Полученный сертификат позволяет перейти на более высокий уровень в следующем сезоне лагеря, а полученные знания могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности.

Модель индивидуального маршрута учащегося включает в себя следующие системные компоненты: концептуальный (цели, ценности и принципы, на которые опирается деятельность); содержательный (содержание образования); процессуально-технологический (приемы, способы действия).

Для реализации ИОМ необходимо придерживаться следующих принципов: существование места проб для формирования самостоятельности, доступ к информационной образовательной среде (школьная библиотека, ЭОР, Интернет);  динамика форм, которая должна обеспечить новый уровень самостоятельности, мышления и социальной компетентности; нацеленность на авторское действие как основной результат (проектная деятельность); возможность дистанционного сопровождения. Основной составной частью ИОМ является маршрутный лист, фрагмент которого приведен в таблице 1.

 

Тема, область Цель Ключевые понятия Практическая работа Рекомендуемая литература Cроки выполнения Форма отчетности
Езда робота по линии Научиться собирать и программировать робота, который ездит по черной линии Датчик освещенности, отражение света, оператор выбора, циклы 1. Езда робота с одним датчиком;

2. Езда робота с двумя датчиками

3.* Использование функций

Учебник «Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3:основные подходы, практические примеры ,секреты мастерства»

www.roboforum.ru

www.myrobot.ru

15-18 июня 2015 г. Видеозапись практических работ

Таблица 1. Фрагмент маршрутного листа

Таким образом, ученик рассматривается как субъект деятельности, умеющий мыслить, планировать свои действия, самостоятельно искать пути решения, поставленных задач, творчески подходить к процессу обучения, контролировать свою деятельность.

Каждый день  в лагере  имел  свою  тематику  и  свое  название.  Во время организации смены использовались индивидуальные и групповые формы  работы с отдыхающими.

Основные мероприятия:

  • Программа «Бодрое утро»,
  • Курсовые занятия по модулям: «Дизайн проектов», «Образовательная робототехника», «Компьютерное творчество», «Микромиры», «Пепакура», «Пескография»,
  • Спецпроект «Мыльная фантазия»,
  • Акция «Мы за чистый берег», «Чистый двор», «Чистый четверг»,
  • «Т.О.К. шоу»,
  • КВН «Дети компьютерного века», «Компьютер – добро или зло?»,
  • «Турнир по шашкам»
  • «День кино»
  • «Отдых на природе»,
  • «Защита проектов»,
  • «Игры роботов».

Режим дня лагеря

 

09.45 – 10.00 Приход детей из дома в лагерь
10.00 – 10.15 Программа «Бодрое утро»
10.15 – 10.30 Завтрак
10.30 – 12.50 Учебные занятия. Проектная деятельность
13.00 – 13.30 Обед
13.30 – 14.00 Свободное время
14.00 – 16.00 Работа по отрядам. Коллективно-творческая деятельность. Подвижные игры
16.00 – 16.15 Полдник
16.15 – 17.00 Культурно-досуговые мероприятия. Отдых
17.00 Уход детей из лагеря домой

Организация трехразового горячего питания (завтрак, обед, полдник). Работу пищеблока и правильную организацию питания детей контролировала бракеражная комиссия, утвержденная приказом по школе. Претензий к качеству питания  не имеется (проводилась «С» витаминизация третьих блюд, питьевой режим соблюдался).

Материально-техническое и финансово-хозяйственное оснащение образовательного процесса осуществлялось согласно требованиям, представляемым к общеобразовательным учреждениям. Техническое оснащение представлено компьютерными зонами, музыкальной аппаратурой. Материально-техническая и финансово-хозяйственная деятельность  направлена на реализацию уставных задач в соответствии с действующим законодательством.

В лагере имеются спортивные площадки для волейбола, футбольное поле, игровая площадки. В распоряжение лагеря были 4 аудитории для занятий, комната для штаба лагеря, актовый зал.  Все помещения соответствовали требованиям Роспотребназдора и Пожнадзора. В  лагере информационных технологий и образовательной робототехники «Тускул»  также имеется:

  • методическая литература – 36;
  • настольные игры – 3 шт.
  • компьютерный класс – на 16 компьютеров
  • интерактивная доска – 3 шт.
  • проектор – 1 шт.
  • звукоусиливающая аппаратура,
  • радиомикрофоны – 2 шт.
  • документ-камера — 2 шт.

Лагерь был обеспечен медикаментами, культ-, канц-, хоз-принадлежностями. Территория  лагеря  «Тускул»  эстетически оформлена, отрядные уголки и общелагерный стенд.

Осуществлялось тесное взаимодействие по проведению культурно-массовых мероприятий

краеведческим музеем.

Страхование от несчастного случая:  Россгострахом застраховано 50 детей.

Оценка показателей заболеваемости за период смены выглядит следующим образом:

  • обострение хронических болезней не отмечалось;
  • случаев простудных заболеваний не отмечалось;
  • травматических повреждений не зафиксировано.

За время проведения летнего лагеря с дневным пребыванием детей производилась проверка лагеря МКУ «Управление образования Олекминского района».

Оздоровительные мероприятия в группах носили общий характер для всех детей в рамках одной возрастной группы и включали в себя использование универсальных методов оздоровления: соблюдение санитарно-гигиенических норм, сбалансированное питания, закаливание, оптимальный двигательный режим, мероприятия по поддержанию хорошего эмоционального тонуса и психологического комфорта.

В течение смены проводился внутренний мониторинг состояния здоровья детей, по итогам которого выявлены следующие показатели:

  1. Состояние уровня физического развития.
Общее кол-во детей Доля детей с нормальным физическим развитием Доля детей с избыточной массой тела Доля детей с дефицитом массы тела
50 80% 12% 8%

При этом у всех детей с избыточной массой тела (ИТМ) и дефицитом массы тела (ДТМ) отмечалась положительная динамика. У детей с нормальным физическим развитием (НФР) отрицательной динамики не наблюдалось.

Обобщая все мероприятия по подготовке и проведения смены лагеря с дневным пребыванием детей,  положительными аспектами являются:

  • наличие своей материально-технической базы;
  • укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами, медицинским обслуживанием участковой больницей;
  • результаты бесед с учащимися и анкетирование показало, что работа ЛДП «Тускул» удовлетворила запросы родителей и детей по организации полноценного отдыха в летний период;
  • грамоты, дипломы, призы, подарки, движение, игры, соревнования, — все это способствовало улучшению психосоматического здоровья детей.

Отрицательными аспектами являются:

  • отсутствие пляжа для организации купания;
  • низкая зарплата сотрудников и недостаточное штатное количество воспитателей на сезон.

Файлы для загрузки