Виктория Викторовна Кузьмина, учитель биологии и химии: «Школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости»

Переступив однажды порог школы, я поняла, что класс – это сцена, и мне на ней действовать: учить детей старым и мудрым истинам, вместе творить и созидать. И моя цель – стать хорошим актером этой сцены. Сцена же всегда была в моей жизни – в школе, в студенческие годы и в более зрелые годы. Когда я поняла это, мне стало легко в моей второй, по воле судьбы, выбранной профессии – Учитель.

Сейчас мне удивительно легко и радостно работается в школе. Я навсегда поняла одну простую истину, только в совместной деятельности учителя и ученика можно достичь гармонии взаимоотношений. Доверие и свобода! Вот где значимую роль приобретает приставка «со»: со-творчество, со-участие, со-авторство.

Педагогика сотрудничества. Это всеобъемлющее понятие для меня не просто модные слова. Это, прежде всего, мое педагогическое кредо, которое помогает решать задачи обучения, добиваться результатов, постоянно повышать мотивацию учения. Стараюсь видеть в каждом своем ученике личность, признаю их неповторимость, стремлюсь уважать мысли, чувства и права своих питомцев, тем самым признавая главное – их право на сотрудничество. Весь смысл его вижу в радости, которую оно дает. Еще А.С. Макаренко писал об идее «завтрашней радости», а В.А. Сухомлинский ввел понятие «школа радости». Да иначе и нельзя. Именно радость. Радость новых открытий, радость общения, радость встречи. Отсюда черпаем и я, и мои ребята жизненную энергию, вдохновенье.

Главный смысл моей деятельности – создание ситуации успеха каждому ученику на каждом уроке. Даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, резко изменяет его деятельность. Вот совсем свежий пример, эпизод из своей практики. Урок на тему «Возникновение жизни на Земле» всегда остается достаточно сложным и спорным. Так вот, когда уже были сформулированы цели и задачи урока, выработана ориентировочная схема действий, просмотрен видеоматериал, один из учеников высказал свое мнение, что он согласен с теорией панспермии. Он привел различные научные факты того, что существуют космические пришельцы, про которых мы, земляне, почти ничего не знаем. Он предположил, что возможно в космосе есть другие Галактики, более высокоорганизованные живые существа, чем мы, люди. Конечно же, не было и речи, чтобы поставить под сомнение  сказанное учеником. Я только поблагодарила ученика, заметив, что существуют другие теории, с которыми так же небезынтересно познакомиться. Подводя впоследствии итоги, я поняла: от того, что урок прошел не по плану, выиграли все. Пожелавшему выступить ученику дали слово и внимательно выслушали его, остальные учащиеся более подробно узнали еще одну версию решения этой проблемы, а учитель поддержал желание ребят говорить на волнующие их вопросы и иметь свою точку зрения на обсуждаемую тему.

По-моему, у ребенка всегда должен быть шанс получить дополнительные знания, публично выступить, исправить ошибки, повысить оценку. Поэтому я просто обязана давать этот шанс детям. «Ты можешь!» — должен напоминать учитель ученику. «Он может!» — должен понимать коллектив. «Я могу!» — должен поверить в себя ученик. И никто не давал нам права обманывать их в этих ожиданиях.

Доброжелательная улыбка, замечания, не вызывающие обиды и неприятия, невербальное общение (иногда в процессе урока достаточно бывает жеста, взгляда, интонации, чтобы успокоить и подбодрить ошибающихся, поддержать неуверенных, наградить знающих и думающих учеников) – все это способствует созданию положительных эмоций во время урока. За время работы я прочно усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен, что учитель его любит и уважает его как личность.

В настоящее время в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно — целевой подход к образованию, поскольку главным для него является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи?

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него обще учебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьником должна быть освоена полностью, со всеми компонентами. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка) — только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Но какие бы изменения происходили в обществе в целом, в образовании в частности,  отношения между учителем и учеником должны строиться на взаимном уважении, доверии и взаимопонимании.

Думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. И мы, учителя, можем превратить учение в процесс развития познавательных стремлений.